«Юридический» адрес: понятие, возможные последствия не соответствия сведений об адресе действительности

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.

Кроме того, адрес места нахождения организации относится к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Место нахождения имеет существенное значение - по нему определяются, например, место уплаты налогов, подсудность и многие другие юридические вопросы. На практике вместо слов «место нахождения» часто используется «юридический адрес». В законодательстве отсутствует понятие «юридического адреса», имеется единое понятие – «место нахождения юридического лица».

Возможные последствия не соответствия сведений об адресе действительности

Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения для включения в государственный реестр, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Представление сведений о юридическом лице, не соответствующих действительности, в налоговый орган, в том числе в части сведений об адресе его постоянно действующего исполнительного органа, влечет применение административной ответственности в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Ч.3. ст. 14.25 КоАП РФ: непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Ч.4. ст. 14.25 КоАП РФ: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.

Предоставление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений, что обуславливает меньшее административное наказание по сравнению с санкцией за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП.

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. С субъективной стороны предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.

Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении) (См., например Письмо ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации».

За совершение указанных правонарушения к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица.

По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.

За представление недостоверных сведений налоговые органы могут привлечь к ответственности руководителя организации только в том случае, если докажут, что сведения о месте нахождения организации, представленные при ее государственной регистрации, изначально были недостоверными.

Более того, суды указывают, что отсутствие организации по адресу, указанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату регистрации (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2007 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07; ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2007 № Ф04-5475/2007(37088-А67-15), от 30.08.2007 №Ф04-5832/2007(37548-А67-37); ФАС Московского округа от 02.11.2006 №КА-А40/10640-06)).

Для привлечения руководителя организации к ответственности за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ), налоговому органу нужно доказать не только факт отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах на момент регистрации, но и то, что руководитель, представляя в регистрирующий орган сведения о месте нахождения организации при государственной регистрации, знал о том, что организация не находится по указанному в заявлении адресу и не предполагает там находиться. Термин «заведомо ложные сведения» означает однозначную осведомленность заявителя о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений.

Кроме того, помимо привлечения к административной ответственности, согласно п.11 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственную регистрацию изменения адреса могут признать недействительной по заявлению налогового органа. Кроме того, налоговый орган может и отказать в государственной регистрации таких изменений.

Судебная практика в отношении данного вопроса не однозначна и сводится к следующему:

1. Налоговые органы не имеют права проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица. Суды делают выводы вывод об отсутствии оснований для признания недействительной государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, но указывают, что в законодательстве установлена административная и иная ответственность за представление недостоверных сведений, однако по этому основанию не предусмотрено признание судом недействительным решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ. (См., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2008 № А79-130/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2008 № А31-3260/2007-22).

2. Представление недостоверных сведений о местонахождении юридического лица является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица. Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. Документы, содержащие не соответствующие требованиям действующего законодательства сведения, не могут считаться представленными (см., например Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2008 N КГ-А40/10964-08).

,